Moscow Center for Continuous Mathematical Education
Ru
  • Главная
  • / LSHSM
  • / 2014
  • Program Ромаскевич
    Архив по годам2001200220032004200520062007200820092010Dubna 20112012201320142015201620172018201920202021202220232024


  • Program
  • Teachers
  • Материалы

Ольга Ромаскевич

Математика вокруг проблемы n тел: интегрируемые системы и КАМ-теория

О. Л. Ромаскевич планирует провести 4 занятия.

Если поступить очень жестоко и отобрать у математика карандаш и бумагу, он будет смотреть на небо в поисках новых задач. Вопрос о движении планет (в математическом мире встречающийся под кодовым названием «Задача n тел») является чрезвычайно сложным — настолько сложным, что даже для специальных подслучаев случая n=3 каждый год публикуется огромное количество работ. Разобрать все аспекты этой задачи невозможно даже за семестровый курс. Мы, однако, не испугаемся, и попробуем поиграться в математику, которая здесь возникает.

Основной мотивацией для нас будет задача двух тел: задача о движении одной планеты вокруг Солнца в предположении о том, что как будто бы никаких других планет в округе нет. В этом случае траектории системы описываются коническими сечениями, а замкнутые орбиты являются эллипсами. В реальности все намного сложнее, однако в первом приближении планеты действительно ходят по эллипсам вокруг Солнца. Этот факт был экспериментально подмечен Иоганном Кеплером, а затем выведен Ньютоном из законов всемирного тяготения. Мы пройдем их путем, а также окинем эту историю более современным взглядом.

Задача двух тел является одним из примеров так называемой интегрируемой гамильтоновой системы: динамической системы, в которой сохраняется не только энергия, а ещё достаточное количество дополнительных физических величин. Мы поговорим об общей теории таких систем, а также посмотрим на некоторые замечательные примеры.

Одной из целей курса является понятно объяснить, что такое теория Колмогорова-Арнольда-Мозера, рассматривая игрушечные примеры.

Программа курса

  1. 1. Проблема двух тел, закон всемирного тяготения и законы Кеплера. «Нам повезло»: теорема Бертрана, выделяющая ньютоновский потенциал из всех прочих.
  2. 2. Интегрируемые гамильтоновы системы: арнольдовские торы на примерах. Проблема двух тел, волчки, геодезические на поверхностях вращения и на эллипсоиде.
  3. 3. Сложность задачи трёх тел — появление хаоса в окрестности периодической траектории (по аналогии с возмущением геодезических на торах вращения). Подкова Смейла в окрестности орбиты Ляпунова.
  4. 4. Надежда на некоторую простоту задачи трёх тел — квазипериодичность траекторий. Теорема КАМ в игрушечной модели теории возмущений (косом произведении на цилиндре). Как возникает теория чисел в гамильтоновой динамике: диофантовы числа вращения и «выживающие торы».

Очень хочется, чтобы курс вышел понятным школьникам: целевой аудиторией таким образом будут 10–11 классы, однако вероятно, что и студентам будет интересно.

Очень желательно знакомство с анализом: не бояться дифференцировать функции одной (а лучше — нескольких переменных), оперировать с рядами, интегрировать функции одной переменной, решать простейшие дифференциальные уравнения, иметь интуитивное представление о мере. Также желательно уметь работать со скалярным и векторным произведением в трехмерном пространстве. Если что-то из этого вам не знакомо, бояться приходить не стоит, и без всего этого аппарата общий смысл происходящего будет ясен.

Материалы

  • листок 1
  • листок 2

Organization Committee e-mail:
dubna@mccme.ru

карта

МЦНМО

+7 (499) 241-05-00 adm@mccme.ru

НМУ

+7 (499) 241-40-86 +7 (499) 795-10-15 ium@mccme.ru

Книги

+7 (495) 745-80-31 biblio@mccme.ru
  • Адрес:
  • Москва, 119002, Большой Власьевский переулок, 11
  • Copyright ©1996–, МЦНМО