Долгушин
Сергей
Федорович (родился
25 сентября 1920
года) - Герой
Советского
Союза,
совершил
около 500
боевых
вылетов, из
них 120 - на
штурмовку и 86 -
на разведку, в
воздушных
боях сбил
лично 17 и в
группе - 11
самолетов (по
официальным
данным).
Ранним
утром 22 июня 1941
года 122
истребительный
авиационный
полк был
поднят по
тревоге.
Среди
летчиков,
спешивших к
своим "ишачкам",
был и младший
лейтенант
Сергей
Долгушин. Он
прослужил
чуть больше
года после
окончания
Качинского
училища и
считался
достаточно
опытным
пилотом. Под
непонятный
гул,
доносившийся
от
проходившей
в 17
километрах
границы,
летчики с
немногочисленным
техперсоналом
торопились
поставить на
самолеты
вооружение.
Как нарочно,
оно было
снято во всем
полку по
приказу
командующего
Белорусским
военным
округом Д.Г.Павлова,
накануне
приезжавшего
на аэродром
Новый Двор
вместе с
командующим
ВВС округа
генералом-майором
И.И.Копцом.
Впрочем,
многое до
этого дня
делалось
будто по
заказу: было
уменьшено
число
мотористов и
оружейников
до одного на
звено, начат
ремонт
базового
аэродрома в
Лиде, не были
подготовлены
запасные
площадки.
Вскоре
самолеты
были готовы, и,
когда в
начале
пятого над
аэродромом
появились Me 109 (это
был уже
второй налет),
Сергей
услышал: "Долгушин
со звеном - в
воздух!". Один
И-16 уже горел.
Летчик начал
разбег, но
плохо
прогретый
мотор его
самолета не
тянул, в конце
полосы
пришлось
развернуться
и взлетать в
противоположном
направлении.
Здесь-то, без
скорости, с
еще неубран-
ными шасси,
его
атаковали "мессера"
и стали
расстреливать
как на
полигоне.
Самолет
получил 16
пробоин, но не
был сбит, и
Сергей
Долгушин
начал свой
первый бой. В
ближайшие
четыре года
их будет еще
много, разные
документы
называют
разные цифры.
В
этот первый
день задания
сменяли одно
другое:
прикрыть
мосты в
Гродно,
сходить на
разведку к
границе,
перелететь
на другой
аэродром,
вернуться...
Почти каждый
раз пришлось
вести бой, и
первый
самолет был
сбит
Долгушиным 22
июня 1941 года. К
концу дня
было сделано
6-7 вылетов.
Затемно
приземлились
в Лиде. На
аэродроме
скопилось
больше ста
машин: И-16 из 122
иап и И-153из 127
иап. Взлетное
поле
перекопано,
осталась
узкая полоса;
есть горючее,
но нет
заправщиков,
насосов.
Наутро Лиду
несколько
раз
проштурмовали
Me 110, и два полка
перестали
существовать.
Летчики
отправились
в тыл за новой
техникой. В
конце июля,
переучившись
в Рязани и
получив на
Центральном
аэродроме
МиГ-3, на
аэродром
Царево
Займище,
западнее
Гжатска, села
отдельная
эскадрилья
под
командованием
Героя
Советского
Союза
капитана А.Ф.Семенова.
Сергей
Долгушин был
в ней
командиром
звена.
Начались
тяжелые, но
более
успешные бои.
26 июля, сопровождая Пе-2, бомбившие войска под Ельней, Сергей вступил в бой с четверкой Me 109. Вообще-то, "пешек" прикрывали звеном, но, увидев противника, замкомэска капитан Шагин оставил бомбардировщики, за ним ушел и ведомый молодой летчик.
С.Ф.Долгушин рассказывает: "Один Пе-2 сбили, двух других мне удалось прикрыть, и они ушли пикированием. А меня загоняли, но к одному "мессеру" я пристроился и бил до тех пор, пока он не стал заваливаться. Позже бы я сообразил, что хватит, пора самому уходить - летчика убил, машина неуправляема. А я продолжаю метров с двадцати бить по нему. Под вечер уже было, пятый или шестой вылет - ополоумел. Дождался, когда по мне стукнули. Машина загорелась. Расстегнул ремни и не заметил, как отдал ручку от себя. Меня выбросило и ударило о киль, при этом разбил грудь. Рано распустил парашют, "мессера" по мне стреляли. Но пробили только купол. Спустился рядом со сбитым " мессершмиттом", подошел к нему. Меня интересовало, пробил ли я бронеспинку. Самолет вошел почти вертикально, в бронеспинке - четыре сквозные пробоины. Бил из БС - ШКАСом навел, а из крупнокалиберного ударил. Я понял, что летчик был убит в воздухе."
20
августа
эскадрилья
приземлилась
на аэродроме
Селы (70 км
западнее
Ржева)и вошла,
как вторая, в 180
иап.
Командовал
полком
капитан А.П.Сергеев.
Здесь же в
эскадрилью
пришел тезка
и близкий
друг
Долгушина по
122 иап Сергей
Макаров,
вместе с
которым они
проведут в
воздухе
немало
удачных боев.
1 сентября при
взлете на
МиГе
Долгушина
отказал
мотор.
Планируя с
высоты 30
метров,
летчик с
трудом
перетянул
овраг за
окраиной
аэродрома, и ...машина
врезалась в
лес. Сергей
был оглушен
упавшим
деревом, но
уже на
следующий
день сел в
кабину. Полк
отходил на
восток и 17
октября
оказался на
аэродроме
Борки на
северной
оконечности
канала имени
Москвы.
Наряду с
чисто
истребительными
задачами
чаще стали
летать на
штурмовку и
разведку, а к
началу
декабря
уничтожение
войск стало
основным
делом для
полков
авиации под
Москвой.
Этому
способствовало
снижение
активности
частей
Люфтваффе,
которое
советские
летчики
объясняли
неготовностью
немецкой
техники к
морозам.
В
конце ноября
истребители
эскадрильи,
обязанности
командира
которой уже
исполнял С.Ф.Долгушин,
вылетели на
штурмовку
аэродрома
Лотошино.
Самолетов
противника
там не
оказалось, но
на обратном
пути
встретились
с группой Me 109,
возвращавшейся
после столь
же
неудачного
налета на
Борки. В
районе Клина
начался
воздушный
бой. В
результате
три "мессера"
было сбито, но
и самолет
Макарова с
остановившимся
мотором стал
снижаться.
Летчик сел на
полевом
аэродроме
вблизи Клина,
где пока не
было
немецких
самолетов.
Прикрывавший
друга
Долгушин
увидел, как к
летному полю
приближаются
автомашины с
солдатами, и
решил
садиться. Сел.
Макаров с
трудом
пристроился
в кабине его
МиГа (одна
нога
оставалась
за бортом), и
под
автоматными
очередями
немцев
самолет
взлетел. В
начале
января
лейтенант
Долгушин был
официально
назначен
командиром
эскадрильи, в
которой
теперь были
не только
МиГи, но и
ЛаГГ-3, а через
месяц
командир 180
иап майор И.М.Хлусович
подписал на
него
представление
к званию
Героя
Советского
Союза. К этому
моменту С.Ф.Долгушин
имел 185 боевых
вылетов, 39 - на
штурмовку и 24 -
на разведку и
в 29 воздушных
боях сбил 7
самолетов
лично (5 Me 109, 1 Ю 87 и 1 Ю
88) и 4 в группе.
При этом не
были учтены
четыре
победы,
которые
летчик имел
до прихода в 180
полк, чему
способствовали
не самые
добрые
отношения
его с
комиссаром
полка В.И.Зиновьевым.
Бои под
Москвой полк
закончил 17
марта 1942 г.,
последние
несколько
самолетов
сдали
соседям и
уехали в
Иваново
изучать "Харрикейны".
Это время
осталось в
памяти С.Ф.Долгушина
самым
тяжелым за
всю войну.
Самолетов не
хватало,
доходило до
того, что
девятку СБ
сопровождал
один
истребитель.
МиГ-3 был
тяжелым,
маломаневренным
и на высотах
основных
боев (до 4
тысяч метров)
"мессершмитта"
явно не
превосходил,
к тому же
фонарь
нельзя было
открыть в
полете, и их
пришлось
снять вообще.
ЛаГГи были
еще хуже.
5 мая 1942 года С.Ф.Долгушину было присвоено звание Героя Советского Союза. Тем же указом стал Героем и С.В.Макаров, но посмертно - он погиб в феврале, имея на счету 10 лично и 13 сбитых в группе. В начале июня 180 иап, имея 22 "Харрикейна", перелетел на Юго-Западный фронт на аэродром Во-локоновка в 90 км восточное Белгорода, но не прощло и двух месяцев, как, передав оставшиеся 5 машин в 436 иап, полк вновь отправился в Иваново. Кроме численного превосходства немцев, малого опыта у большинства наших летчиков (в эскадрилье из 10 человек 7 раньше не воевали), этому способствовало и незавидное качество английской техники.
Рассказывает С.Ф.Долгушин: " "Харрикейн? - Отвратительный самолет. Нет скорости, тяжелый. Вместо 12 малокалиберных Кольт- Браунингов поставили 4 пушки ШВАК. Оружие-то хорошее, но на этом аэроплане ведь ничего не догонишь. Ю-88 свободно уходит, не говоря уже о "мессере". На "Харрикейне" я сбил 4 или 5 самолетов, но сбить можно было, только если подловишь. Один раз - даже двух в одном бою. Сопровождали девятку "Бостонов". Кучевая облачность, то нырнем в облако, то выйдем. В очередной раз выскакиваю - передо мной "мессершмитт". Ничего не оставалось, как нажать на гашетку, и он взорвался в воздухе. Подобным образом и второго сбил."
Дважды
за эти два
месяца
пришлось
покидать
аэродромы
под огнем
немецких
танков, во
втором
случае -
садиться на
аэродром
Коротояк в
темноте, на
полосу,
обозначенную
керосиновыми
лампами.
Много
забот
приносили
молодые
летчики,
часто по
возрасту
бывшие
старше
командира,
основной
задачей
которого
стало не
потерять их в
бою, научить
видеть в
воздухе и
воевать. А
когда в полку
остались
последние
машины,
молодежь
просто
перестали
пускать в
воздух.
В
августе в
Иванове
прилетел А.Ф.Семенов,
бывший
комэск
Долгушина,
работавший в
Инспекции
ВВС РККА. Он
подбирал
летчиков в 434
иап, которым
командовал И.И.Клещев,
а "шефом" был
начальник
Инспекции
полковник В.И.Сталин.
Этот полк был
первым в
советских
ВВС
превращен в
элитный по
своему
составу. В
него
подбирались
летчики не
просто уже
повоевавшие,
но и опытные
инструкторы
из училищ (в
основном из
Качинского).
Использовался
он на самых
тяжелых
направлениях
и очень
активно, а
потому нес
значительные
потери.
Перевод в 434
иап был в тот
момент
своего рода
признанием
боевого
мастерства,
возможно не
меньшим, чем
Золотая
Звезда.
Освоив в Люберцах Як-7Б, Сергей Долгушин в середине сентября вступил в бои под Сталинградом, командуя эскадрильей 434 иап. За считанные дни он сбил несколько самолетов, но ему дважды не повезло. 19 сентября стрелок с КЗ-88 попал в мотор его Яка. Двигатель заглох, но удалось под прикрытием ведомых спланировать на свою территорию и посадить машину на "живот". 21 сентября Сергей вылетел вновь, на этот раз на новейшем Яке со срезанным гаргротом (на нем в полк прилетел из Инспекции А.Ф.Семенов).
Рассказывает
С.Ф.Долгушин: "
"Яков
было 16, "мессеров"
около 60. Драка
началась на
трех тысячах
метров.
Облачность 5-6
баллов,
нижняя
кромка 600
метров,
верхняя 1200,
хорошая
погода.
Дрались за
облаками.
Кончился бой,
спустились
под облака, я
начал
собирать
группу идти
домой. Думаю: "Что
же я за
хвостом-то не
смотрю?"
Оборачиваюсь
- на меня уже
пара
пикирует. Я бы
мог
вывернуться,
но решил
ведущего
сбить. Вижу:
он - на
дистанции
огня. Дал ногу,
чтобы он по
мне не попал.
Лотом
выпустил
щитки, и он,
чтобы не
врезаться,
проскочил
под Я ком и
оказался
передомной.
Растерялся,
очевидно. Я
ударил по
нему, а
ведомый - по
мне, разбил
левую
плоскость и
бак. Ведущего
я убил, и моя
машина
загорелась.
Высота -
метров 600.
Перевернул
Як, а ручку не
отдал, и меня
прижало к
спинке. Вся
кабина в огне.
Земля рядом.
Задрал
машину, дал ей
полный газ,
набрал
метров 600,
встал, за
антенну
схватился и
вывалился из
кабины.
Правда,
ударился о
стабилизатор.
Спускаюсь,
думаю как
садиться -
левая нога
ранена, как бы
не сломать.
Смотрю, внизу
солдаты. Они
подходят, и я
спускаюсь им
прямо на руки."
Летчик
был ранен в
левую ногу,
получил
ожоги лица и
до конца
октября
выбыл из
строя. В
ноябре-декабре
1942 г. -служба в
Инспекции
ВВС. Здесь
работали
опытнейшие
летчики,
прошедшие
все
конфликты
конца 30-х
годов и
успевшие
отличиться в
начале войны.
В их
распоряжении
были любые
самолеты,
стоявшие на
вооружении
советских
ВВС.
Начальником
Инспекции
был Василий
Сталин*. что
придавало ей
особый вес.
Однако,
в начале
января 1943 г.
Инспекция
была
расформирована,
и капитан
Долгушин
вернулся в
свой полк,
получивший к
тому моменту
звание
гвардейского
и новый номер
- 32 гв.иап. Полк
входил в
состав 210
истребительной
авиационной
дивизии 1
истребительного
авиационного
корпуса 3
воздушной
армии и
базировался
на аэродроме
Забо-ровье
южнее
Демянска (Калининский
фронт). Через
несколько
дней его
командиром
стал
полковник
Сталин. Зимой
1943 г. в этом
районе шли
ожесточенные
бои, и погода
позволяла
вовлечь в них
авиацию. 32-й
полк много
летал на
прикрытие
войск.
Основная
тяжесть
боевых
полетов
лежала на
Героях
Советского
Союза зам.командира
полка В.П.Бабкове
и комэсках С.Ф.Долгушине,
А.Ф.Мошине и И.М.Холодове
- гораздо
более
опытных, чем
командир, но
Василий
Сталин тоже
поднимался в
воздух.
Летал
он обычно в
звене
Долгушина
ведущим
второй пары.
Всего сделал
20-30 боевых
вылетов и
имел две или
три победы.
Об
одном из
тяжелых боев
с участием В.И.Сталина
вспоминает С.Ф.Долгушин:
"Дело было между Демянском и Старой Руссой. Мы были восьмеркой или десяткой, а немцев -штук тридцать. Я оттягивал бой на свою территорию. Вдруг замечаю, какому-то Яку "фоккер" заходит в хвост, вот-вот ударит. Я был в невыгодном положении и стрелять прицельно не мог. Даже сейчас не пойму, как я вывернул, чуть не сломал машину, но "фоккера" из хвоста выбил. Вгляделся - на Яке цифра 12 - Вася. Он погнался за немцем и оторвался от " каши", а его ведомый Володька Орехов, позже Герой Советского Союза, мой командир звена, отстал от него. Бой прошел нормально, никого не потеряли, у Василия даже пробоины нет. Когда сели, я доложил, как положено, потом отошли в сторону, и я ему высказал все, что думал, не стесняясь в выражениях. Василий слушал, слушал, потом говорит: "Сергей, может хватит?" А сам смеется."
На
Калининском
фронте С.Ф.Долгушин
сбил 6
самолетов.
Боевая
работа и
отношения с
начальством
складывались
неплохо, что
не всегда
бывает, но в
начале мая 1943 г.
появился
приказ,
подписанный
Верховным
Главнокомандующим,
о снятии В.И.Сталина
с должности
командира
полка и
переводе В.П.Бабко-ва
и С.Ф.Долгушина
в другую
часть.
Причиной
послужили
далекие от
фронтовой
жизни
прегрешения
Василия, к
которым ни
Бабков, ни
Долгушин
отношения не
имели. Так 5
июля 1943 г.
Сергей
возвратился
в 180 иап,
ставший
теперь 30
гвардейским.
Освоив новую
для себя "Аэрокобру",
он в качестве
помощника
командира
полка принял
участие в
боях под
Курском и
сбил два
самолета.
Через
два месяца, в
сентябре 1943 г., С.Ф.Долгушин
был отозван в
Москву и
назначен
командиром 156
иап, которым и
командовал
до осени 1946 г.
Полк
переучивался
в Сейме под
Горьким с
ЛаГГов на Ла-5.
Получив Ла-5 и
Ла-5ФН,
перелетел в
начале
ноября на
аэродром
Агибалово и
вошел в
состав 215 иад (командир
М.Н.Якушин) 8
иак (командир
А.С.Осипенко).
Еще
несколько
месяцев
корпус не
вводили в бои,
и лишь 20 июня 1944
г. его полки
перебазировались
в Белоруссию
в 16 воздушную
армию и уча-
ствовали в
Бобруйской
операции.
После нее до
конца войны
корпус
воевал в 4
воздушной
армУ1и. 156 иап в
основном
занимался
прикрытием
танковых и
кавалерийских
соединений,меньше
-
сопровождением.
Участвовал в
освобождении
Белоруссии,
Польши и
закончил бои
в Северной
Германии. За
время
командования
С.Ф.Долгушина
полк получил
почетное
наименование
Эльбингский
и был
награжден
орденом
Суворова III
степени. В
феврале 1945 г.
летчик
сделал
вынужденную
посадку на
своей
территории,
поскольку
над Данцигом
мотор его Ла-7
разбила
зенитка.
Командир
полка
продолжал
летать, но
менее
интенсивно,
чем в начале
войны.
Превосходство
перешло к
советской
авиации, да и
личное
участие в
боях
командиров
такого
уровня в
конце войны
отнюдь не
приветствовалось.
Свой
последний
боевой вылет
подполковник
Долгушин
совершил 6 мая
1945 г.
После
победы С.Ф.Долгушин
продолжал
командовать
156 полком,
переведенным
в 229 иад. В 1946-47 гг.
учился на
Высших летно-тактических
курсах в
Липецке и до 1949
г. командовал
там полком,
вооруженным
Як-3, Як-9П и Ла-9. С 1949
г. - командир 196
иап, затем - 32 гв.иап,
входивших в "парадную"
дивизию в
Кубинке. 196
полк
переходил с
Ла-15 на МиГ-15, 32-ий -
имел их на воо-
ружении. С 1951 г, -
командир
бомбардировочной
дивизии в
Калинине,
начинавшей
при нем
осваивать Ил-28.
Прошел ряд
должностей
вплоть до
заместителя
командующего
воздушной
армией. С 1967 г. -
генерал-лейтенант
авиации.
Летал до 1970 г.
Последние
годы службы -начальник
кафедры ВВИА
им.Жуковского.
В 1976 г. ушел в
запас.
Генерал-лейтенант
авиации С.Ф.Долгушин
награжден
орденами:
двумя Ленина,
четырьмя
Красного
Знамени,
Александра
Невского,
двумя
Отечественной
войны I
степени,
двумя
Красной
Звезды. "За
службу
Родине в
Вооруженных
Силах" 3-й
степени.
Ла-7 командира 156 иап подполковника С.Ф. Долгушина. 215 иад 8 иак 4 воздушная армия. Аэродром Клюцов, Германия. Апрель 1945 г.